В легендах сказано, что когда Баральт, бог-создатель, закончил работу над Тэларой, он осмотрел результаты своего труда и был доволен. В сотворении этого шедевра ему помогали духи созидания, и он вознаградил их за усилия даром жизни. Это и были гномы - они пробудились с желанием строить и создавать, воплощать самые безумные мечты в осязаемые диковины.
Гномы построили первые города. Хоть и примитивные, эти пирамиды из камней были врезаны в скалу с таким мастерством, что некоторые из них сохранились и по сей день. Гномы были первыми кузнецами, каменотесами, первыми зачаровывали магические устройства. Их мастерство сделало их желанными гостями в любом поселении мира. Гномы изготовляли оружие исключительного качества, ювелирные изделия изумительной красоты и строения, способные стоять вечно и выдерживать осады.
С началом вторжения Кровавой Бури, лучшее, на что могли надеяться Гномы - подчиниться более цивилизованным из драконов Лэтис, Круции или Акилиосу - и производить по их воле драгоценности, оружие и руны. Не желая мириться с рабством или возможным истреблением, гномы покинули свои каменные залы, чтобы помочь избавить Тэлару от разоряющих ее змеев.
Таким образом, мастерство гномов было незаменимо для большинства великих империй Тэлары. Гномьи ремесленники были щедро награждены за создание машин, которые должны были воплотить грандиозные до безумия мечты королей-колдунов этхов, а матошийцы отправились в свой первый Поход, вооруженные гномьими клинками и в сопровождении крепких рубак-гномов.
Гномий король, восседающий на рунном троне, не является титулованным аристократом, поскольку иерархия этого народа основывается на мастерстве и умениях. Каждое поколение в каждом гномьем городе, или "норе", проводится фестиваль, где совет старейшин, Синтехния, выбирает клан, представивший лучших ремесленников, магов, воинов и жрецов. Этот клан правит "норой" до следующего фестиваля, а его предводитель становится королем или королевой. В фольклоре гномов полно историй о лудильщиках, кузнецах и воинах, проделавших путь из низов общества в его верха благодаря тяжелого труду, изобретательности и мастерству в своем деле.
У каждой "норы" свои нужды, свои предпочтения касательно умений и ремесел. К примеру, Королевский Чертог в Изрубленном Хребте укрепил связи с Матошией, уделяя наибольшее внимание войне и оружейному делу, чтобы создать превосходные мечи и обучить лучших воинов и инквизиторов в Тэларе. Под предводительством архитектора Боррина Гаммульта, эти гномы присоединились к принцу Зарефу Матошу, чтобы уничтожить тирана и некроманта Эдраксиса. Увы, Королевский Чертог был атакован Тенью и понес сильный урон. Оставшиеся в живых жители скрылись за крепкой дверью, и с тех пор не появлялись на поверхности.
А в это время, в Горах Лунной Тени, рунный король Молинар из Молотозвона возвестил наступление золотого века магии и рунного искусства. "Нора" производила диковинки, способные тягаться по качеству с великолепными творениями этхов, и избежала ужасов Тени - но лишь для того, чтобы пострадать от последствий древней лжи. Ибо своими диковинками Молотозвон был обязан не мастерству ремесленников, а духам усопших, магически привязанным к машинам и обеспечивающим их работу. Освобожденные благодаря близости к планарной энергии, эти духи восстали, дабы свершить месть. Двери Молотозвона также были запечатаны - не для защиты города от окружающего мира, а для избавления мира от ужасов этого города.
Присоединение к Хранителям
Теперь гномы - падший народ. Лишенные родины, много лет они скитались, ища прибежища у матошийцев, эльфов и даже этхов, поскольку в большинстве городов, гномьих ремесленников, ищущих новый дом, принимали с радостью. Когда Боррин Гаммульт вернулся в обличьи Вознесенного Хранителя, многие гномы под его знаменем выдвинулись в Обитель, дав клятву, с благословения Демиургов, построить себе новый дом и искупить грехи Молотозвона. Своей красотой и мощью Священная Обитель во многом обязана усилиям гномьих героев, как смертных, так и Вознесенных, чей гений так и не угас даже несмотря на то, что их надежды обратились в золу.